Мифология.Банши 2 - Дневник Аматэрасу
Банши в различных частях
Ирландии называют по-
разному. Общепринятым и
повсеместно
распространённым именем
является ирл. bean sídhe,
состоящее из bean —
женщина, и sídhe — Ши, что
вместе переводится как
«женщина из сидов», из
потустороннего мира. Наряду
с общепринятым
обозначением, во многих
районах острова для банши
имеются и свои, локальные
имена, причём в некоторых
районах острова до
сравнительно недавнего
времени применялось только
локальное название.
Так, в графствах Лимерик,
Типперэри и Мэйо обычным
является имя ирл. an bean
chaointe, что дословно
обозначает плачущую
женщину, плакальщицу. В
юго-восточной части
Ирландии имя банши
образовано от ирландского
слова badhbh (бадб),
обозначающего агрессивную,
страшную и опасную
женщину. В средние века в
Ирландии именем badhbh
часто называли богинь
войны. В графствах Лиишь,
Килкенни и Типперэри
распространено имя boshenta
(бошента), производное от
badhbh chaointe. В
Уотерфорде банши
называют bibe — байб. В
Карлоу, Уэксфорде, а также
на юге графств Килдэр и
Уиклоу распространено имя
bow — бау.
Происхождение образа
банши
Банши, как полагают
специалисты по ирландскому
фольклору, не имеет прямых
аналогов в верованиях
других народов. Однако в
бретонском фольклоре есть
нечто схожее с банши —
вестник смерти Анку, также
подобные персонажи
встречаются в валлийской
мифологии. Это даёт
основания предполагать, что
образ банши уходит в
древнюю кельтскую
мифологию. Патриция
Лайсафт, профессор
Дублинского университета,
посвятившая более 20 лет
изучению образа банши в
фольклоре, отмечает, что
носители традиций
практически не
задумываются о
происхождении банши, а
воспринимают её как
данность. Тем не менее, ей
удалось сформулировать
следующие представления о
происхождении банши:
Фея
Весьма распространено
мнение, что банши нечто
вроде феи (fairy), такое
объяснение встречается в
некоторых литературных
произведениях XIX и начала
XX веков. Однако в
настоящих народных
преданиях о банши такое
отождествление дается
очень редко. В ирландской
народной традиции феи —
существа общественные,
живут сообществами и ведут
образ жизни, схожий с
человеческим. Тогда как
возвещающая о смерти
банши — существо одинокое
и все её отношения с
человеческими существами
определяются её связью со
смертью.
Призрак
Большее распространение
имеют следующие версии:
банши не что иное, как
призрак (дух) женщины-
плакальщицы, так как
оплакивание и рыдание одна
из её характерных черт.
Некоторые ирландцы верят,
что если плакальщица не
выполняла свои обязанности
подобающим образом, то и
после смерти она
продолжает оплакивать
умирающих.
Покровительница рода
Одним из центральных
аспектов легенд и преданий
о банши является
представление о том, что
банши — это дух-
покровитель той семьи,
которую она оповещает о
смерти, то есть между ними
есть наследственная связь,
это может быть также
прародительница семьи.
По поверьям, банши есть не у
всех ирландцев. В устных и
литературных источниках
семьи, смерть в которых
возвещает банши,
обозначаются как семьи с
«О'» и «Мак», то есть
считается, что банши
сопровождает истинно
ирландские семьи. Однако
список фамилий таких семей
гораздо шире, так как
включает также семьи,
происходящие от викингов и
англо-норманнов, то есть
семьи, которые поселились в
Ирландии до XVII века.
Облик банши
Что касается описания
внешнего вида банши, то тут
мнения диаметрально
противоположны. Одно
остаётся неизменным —
женский образ. Существует
некий романтический образ
банши, в основном в
рассказах для детей, что это
молодая прекрасная
женщина с длинными
белокурыми или золотыми
волосами в длинном белом
плаще с капюшоном. Банши
описывают также как
маленькую старушку, но
опять же с длинными
волосами, белыми или
седыми. Вообще длинные
волосы — это такая же
отличительная черта банши,
как и её крик. Реже
встречается описание
чёрных или тёмных волос
банши, также как и тёмных
или цветных одежд, так как
совершенно очевидно, что в
сумерках или темноте,
времени, когда появляется
банши, её проще увидеть
именно в белом плаще и с
белыми, часто седыми,
волосами, что также
подтверждает легенду о
банши-старухе. Что касается
головного убора, то он
упоминается крайне редко,
так как он был бы неуместен
ввиду длинных
развевающихся волос. Так
как плащ банши в основном
доходит до пят, обувь также
упоминается крайне редко.
Некоторые носители
традиции считают, что она
ходит босой.
11
Ирландии называют по-
разному. Общепринятым и
повсеместно
распространённым именем
является ирл. bean sídhe,
состоящее из bean —
женщина, и sídhe — Ши, что
вместе переводится как
«женщина из сидов», из
потустороннего мира. Наряду
с общепринятым
обозначением, во многих
районах острова для банши
имеются и свои, локальные
имена, причём в некоторых
районах острова до
сравнительно недавнего
времени применялось только
локальное название.
Так, в графствах Лимерик,
Типперэри и Мэйо обычным
является имя ирл. an bean
chaointe, что дословно
обозначает плачущую
женщину, плакальщицу. В
юго-восточной части
Ирландии имя банши
образовано от ирландского
слова badhbh (бадб),
обозначающего агрессивную,
страшную и опасную
женщину. В средние века в
Ирландии именем badhbh
часто называли богинь
войны. В графствах Лиишь,
Килкенни и Типперэри
распространено имя boshenta
(бошента), производное от
badhbh chaointe. В
Уотерфорде банши
называют bibe — байб. В
Карлоу, Уэксфорде, а также
на юге графств Килдэр и
Уиклоу распространено имя
bow — бау.
Происхождение образа
банши
Банши, как полагают
специалисты по ирландскому
фольклору, не имеет прямых
аналогов в верованиях
других народов. Однако в
бретонском фольклоре есть
нечто схожее с банши —
вестник смерти Анку, также
подобные персонажи
встречаются в валлийской
мифологии. Это даёт
основания предполагать, что
образ банши уходит в
древнюю кельтскую
мифологию. Патриция
Лайсафт, профессор
Дублинского университета,
посвятившая более 20 лет
изучению образа банши в
фольклоре, отмечает, что
носители традиций
практически не
задумываются о
происхождении банши, а
воспринимают её как
данность. Тем не менее, ей
удалось сформулировать
следующие представления о
происхождении банши:
Фея
Весьма распространено
мнение, что банши нечто
вроде феи (fairy), такое
объяснение встречается в
некоторых литературных
произведениях XIX и начала
XX веков. Однако в
настоящих народных
преданиях о банши такое
отождествление дается
очень редко. В ирландской
народной традиции феи —
существа общественные,
живут сообществами и ведут
образ жизни, схожий с
человеческим. Тогда как
возвещающая о смерти
банши — существо одинокое
и все её отношения с
человеческими существами
определяются её связью со
смертью.
Призрак
Большее распространение
имеют следующие версии:
банши не что иное, как
призрак (дух) женщины-
плакальщицы, так как
оплакивание и рыдание одна
из её характерных черт.
Некоторые ирландцы верят,
что если плакальщица не
выполняла свои обязанности
подобающим образом, то и
после смерти она
продолжает оплакивать
умирающих.
Покровительница рода
Одним из центральных
аспектов легенд и преданий
о банши является
представление о том, что
банши — это дух-
покровитель той семьи,
которую она оповещает о
смерти, то есть между ними
есть наследственная связь,
это может быть также
прародительница семьи.
По поверьям, банши есть не у
всех ирландцев. В устных и
литературных источниках
семьи, смерть в которых
возвещает банши,
обозначаются как семьи с
«О'» и «Мак», то есть
считается, что банши
сопровождает истинно
ирландские семьи. Однако
список фамилий таких семей
гораздо шире, так как
включает также семьи,
происходящие от викингов и
англо-норманнов, то есть
семьи, которые поселились в
Ирландии до XVII века.
Облик банши
Что касается описания
внешнего вида банши, то тут
мнения диаметрально
противоположны. Одно
остаётся неизменным —
женский образ. Существует
некий романтический образ
банши, в основном в
рассказах для детей, что это
молодая прекрасная
женщина с длинными
белокурыми или золотыми
волосами в длинном белом
плаще с капюшоном. Банши
описывают также как
маленькую старушку, но
опять же с длинными
волосами, белыми или
седыми. Вообще длинные
волосы — это такая же
отличительная черта банши,
как и её крик. Реже
встречается описание
чёрных или тёмных волос
банши, также как и тёмных
или цветных одежд, так как
совершенно очевидно, что в
сумерках или темноте,
времени, когда появляется
банши, её проще увидеть
именно в белом плаще и с
белыми, часто седыми,
волосами, что также
подтверждает легенду о
банши-старухе. Что касается
головного убора, то он
упоминается крайне редко,
так как он был бы неуместен
ввиду длинных
развевающихся волос. Так
как плащ банши в основном
доходит до пят, обувь также
упоминается крайне редко.
Некоторые носители
традиции считают, что она
ходит босой.
11
Автор: Аматэрасу
16 Сент 2015 в 13:13