мышление и музыка - Дневник eugheny

Взгляд «с птичьего полёта» на произведение в целом по Г.Г. Нейгаузу «Я знал в моей жизни прекрасных пианистов-виртуозов, обладавших чудесными руками, но не обладавших тем, что мы называем чувством целого, и поэтому не умевших сыграть ни одной крупной вещи (сонаты Бетховена или Шопена, ни одного концерта) удовлетворительно с точки зрения формы. Любая крупная вещь распадалась на ряд более или менее очаровательных моментов, тогда как мелочи, например вальсы, этюды, прелюды, ноктюрны (особенно же мелочи композиторов не первого ранга, как Сен-Санс или Мошковский и т. п.) звучали ослепительно и не оставляли желать лучшего. Грубо говоря, чем умнее пианист, тем лучше он справляется с крупной формой, чем глупее - тем хуже. «Длинное мышление» (горизонтальное) - в первом случае, «короткое» (вертикальное) - во втором. Вот почему я так восхищаюсь ритмом в исполнении С. Рихтера: ясно чувствуется, что всё произведение - будь оно даже гигантских размеров - лежит перед ним, как огромный пейзаж, видимый сразу целиком и во всех деталях с орлиного полёта, с необычайной высоты и с невероятной ясностью.

2
Автор:
14 Июля 2024 в 01:43
Знакомства и общение 2024