Веер. Далекое-близкое. Глава 6.. - Дневник An_ka
Но о грустном не стоит... Хоть веер был интриганом и обманщиком, изредка отражавшим истинные чувства своей хозяйки, но обмахиваться им нужно было медленно, с достоинством, словно выказывая уважение окружающим и к нему самому.
Это я сейчас говорю о короле вееров – pliantе (всего было три основных вида) – эти делали исключительно из перьев, в основном страусовых, но иногда и попугаям не везло попасть в ощип. Но самыми модными тут считались веера из перьев альбатроса. Потому производство, в целом, было очень дорогим, ведь они вели свою родословную от больших опахал из перьев под названием «флабеллум», которые навевали прохладу еще на фараонов Египта. Флабеллумы были распространены и у аристократов Древней Греции и Рима. А в наше время, его потомка – pliant, в стихотворении «На премьере», увековечил Игорь Северянин:
«...Овеяв желание грёзовым парусом,
Сверкая устовым колье,
Графиня ударила веером страусовым
Опешенного шевалье…»
Самый популярный тогда и знакомый нам вариант назывался plié. И состоял из веерного станка (пластин) и плиссированного экрана с красивой картинкой, на которой в зависимости от моды, могли быть изображено что угодно – например, обнаженная женщина - символизировавшая гармонию, красоту, папоротник — ночь, амуры и бабочки в окружении юных дев — мимолетность бытия. Рисунок на веере мог символизировать зарю, время года, воздух… Можно было в украшениях зашифровать, обозначить, указать и нечто важное. «Не правда ли прелесть? На нём моё имя и дата», - будто бы машет нам из произведения Оскара Уайльда, его главная героиня – леди Уиндермир, показывая лорду Дарлингтону свой веер…
Стихотворных или литературных упоминаний о третьем варианте – это brisé, он не имел единого экрана и состоял только из пластин, соединённых между собой кусочками разрезанной ленты – я не нашла.
4
Это я сейчас говорю о короле вееров – pliantе (всего было три основных вида) – эти делали исключительно из перьев, в основном страусовых, но иногда и попугаям не везло попасть в ощип. Но самыми модными тут считались веера из перьев альбатроса. Потому производство, в целом, было очень дорогим, ведь они вели свою родословную от больших опахал из перьев под названием «флабеллум», которые навевали прохладу еще на фараонов Египта. Флабеллумы были распространены и у аристократов Древней Греции и Рима. А в наше время, его потомка – pliant, в стихотворении «На премьере», увековечил Игорь Северянин:
«...Овеяв желание грёзовым парусом,
Сверкая устовым колье,
Графиня ударила веером страусовым
Опешенного шевалье…»
Самый популярный тогда и знакомый нам вариант назывался plié. И состоял из веерного станка (пластин) и плиссированного экрана с красивой картинкой, на которой в зависимости от моды, могли быть изображено что угодно – например, обнаженная женщина - символизировавшая гармонию, красоту, папоротник — ночь, амуры и бабочки в окружении юных дев — мимолетность бытия. Рисунок на веере мог символизировать зарю, время года, воздух… Можно было в украшениях зашифровать, обозначить, указать и нечто важное. «Не правда ли прелесть? На нём моё имя и дата», - будто бы машет нам из произведения Оскара Уайльда, его главная героиня – леди Уиндермир, показывая лорду Дарлингтону свой веер…
Стихотворных или литературных упоминаний о третьем варианте – это brisé, он не имел единого экрана и состоял только из пластин, соединённых между собой кусочками разрезанной ленты – я не нашла.
4
Автор: An_ka
4 Дек 2022 в 15:41